За плечами нового киногероя популярного актера 15 лет отсидки.
Президент «Балтийской жемчужины» Марина Липченко всегда умеет угодить зрителю. Приезд в Ригу многоопытного Сергея Безрукова и набирающей популярность молодой актрисы Елизаветы Боярской вызвал невиданный ажиотаж, даже несмотря на кризисные времена, а также на то, что на дворе лето, когда театры обычно уходят в отпуск.
Однако на спектакль «Сирано де Бержерак», в котором была занята эта примечательная парочка, публика билеты вырывала буквально из рук. Все хотели посмотреть «живьем» (на большой сцене Дайлес) на самого Сашу Белого из культовой гангстерской телесаги «Бригада», а также на дочку знаменитого д’Артаньяна Михаила Боярского. Действительно ли девушка в жизни так же хороша, как в продолжении фильма «Ирония судьбы, или С легким паром–2?
Красавица и «чудовище»
Что касается Сергея Безрукова, то он не стал кокетничать и сразу расставил все точки над «i».
— Я не считаю себя красавцем. Нет, друзья мои! В нашей стране и без меня хватает героев–любовников. В этом смысле я про себя все хорошо знаю. Хотя, конечно, знаю и то, что, даже если я и не шибко красив, то для моих поклонниц я все равно самый красивый! Однако на сцене мне пришлось сыграть «урода». Комплекс моего героя Сирано как раз заключается в том, что он сам о себе думает, что он действительно урод.
В этом вся проблема таких людей. Проще было бы забыть об этом совсем и не думать. Но закомплексованный человек всегда сам постоянно говорит о своих недостатках, для чего–то их подчеркивая и напоминая. «О, я некрасивый! О, я уродливый!» Это заложено где–то внутри и все время вылезает наружу. Но я считаю так: ты не говори — и другие не будут об этом не только говорить, но даже думать!
— Вы играли и Пушкина, и Есенина. Творческие личности совсем разных эпох…
— Трудность была в том, что они из различных социальных слоев. Пушкин — дворянин, а Есенин из крестьян. Но по природе, по импульсивности они одинаковые. Поэты во все времена связаны какой–то одной золотой нитью. Недаром многие свои стихи Есенин посвятил Пушкину.
А в день рождения Сергей Александрович любил наряжаться под Александра Сергеевича. Надевал цилиндр и выходил с тростью. У него даже прозвище было «Пушкин». Потому что он был кудрявым и писал стихи. Хоть и был светленьким, а не черненьким, как Пушкин. Я считаю, что мне выпало счастье играть то одного поэта, то другого. Сам я не выбирал!
И чтобы быть в теме, я очень много читал стихов, чтобы понять, что в них заложено. Это колоссальная база. Любой поэт — это своеобразная исповедь в стихах. Есенин — самый исповедальный поэт Серебряного века. Когда читаешь его строчки, то понимаешь, что он чувствовал в конкретный момент. Он ничего не писал ради красного словца, как иногда говорят. Мол, Есенин творил только для того, чтобы красиво звучало и ласкало ухо его друзей. Нет, каждое его слово, каждая строка пропитана болью. Тем же ощущением восторга от любви. Читаешь и думаешь: «Это про меня!» Читаешь снова и опять думаешь: «И это истинно про меня!» Я готов читать такие стихи в любое время суток!
Моя страсть к авторским стихам привела к тому, что создан даже моноспектакль «Хулиган». Я пою 9 своих песен на стихи Сергея Есенина. Мне аккомпанирует живой ансамбль. Есть даже кордебалет. У меня не просто подтанцовка, как на эстраде, а профессионально срежиссированные зримые песни с инсталляциями. На стене висит большой экран. У вдумчивого зрителя возникают интересные образы.
Зритель ждет душевного праздника
— Вас привыкли видеть в кино. Чем вас притягивает сцена?
— Для меня театр — это праздник. Душевный праздник! Даже несмотря на то, что ты играешь в трагикомедии (как в «Сирано де Бержерак») и в конце ее люди в зале плачут, все равно это должен быть праздник. В жизни зрителя могут быть проблемы, а театр поможет ему о них забыть. Вот и все. Должно быть эстетическое удовольствие от увиденного!
Задача артиста — чтобы эмоции у него были настоящие. Задача режиссера — чтобы история была тоже настоящей. Человек ведь купил билет, пришел в зал — так что извольте его обеспечить праздником! К сожалению, иногда зритель видит на сцене вместо декораций пару стульев. И актеров, которые тупо ходят по сцене и проговаривают текст. Какой же тут праздник! Это не что иное, как собрание для чеса.
Но я хочу сказать, что зритель давно уже раскусил такие дешевые антрепризы и ни за что на них не идет, даже если знает, что на сцене известные актеры. Этим сегодня уже никого не удивишь. Хотя еще недавно некоторые мои коллеги думали: вот я появился на экране, а теперь могу ездить по городам и весям.
Мы много катаемся по стране. Я вижу, что зритель стал очень аккуратным. Будь ты хоть трижды узнаваемым, любителям театра все равно — им прежде всего подавай спектакль. Да, сначала они вежливо встретят популярного актера аплодисментами. Но потом дадут понять: «А теперь посмотрим, что ты нам представишь!» И тут многие гастролеры бац — и прокалывались!
Белый и Космос
— Где вы сейчас снимаетесь?
— Несмотря на кризис, некоторые проекты продолжают сниматься. А с 25 августа по всем кинотеатрам России, а также ближнего зарубежья прокатится премьера фильма «Каникулы строгого режима». Режиссер картины — Игорь Зайцев, который снимал «Есенина» и «Диверсанта». Это лирическая комедия. Для меня важно, чтобы материал не был пошлым. Здесь юмор искренний, добрый.
Я опять встретился с Димой Дюжевым, с которым мы снимались в «Бригаде». Я ведь скучаю по пацанам из той своей «бригады». Когда меня и Дюжева снимали для рекламы этого фильма, то многие нас воспринимали, как Белого и Космоса. Дима играет милиционера. Оперативника, который попадает на зону, потому что его осудили — сняли с него погоны. И он стал самым обычным зэком.
Сам я играю одного блатного. У него за плечами 15 лет отсидки! Он сел в 18 лет. В общем, жизни не видел, когда его арестовали. Он никого еще не успел полюбить. В нем ничего не было из того, что к своим 18 годам должен получить обычный юноша. А к 35 годам, когда он вышел, он стал точно соответствовать своей кликухе: поскольку у него фамилия Сумароков, то его прозвали Сумраком.
Он даже не умел говорить по–человечески, а только на блатном жаргоне. Но постепенно в закрытом уголовнике просыпается человек. Каждый из тех, кто сидит на зоне, представляет собой личность. А когда она приходит оттуда, важно достучаться, чтобы достать человека. Не закрыть от всего мира, из–за чего он еще больше обозлится, а попытаться понять его душу.
Так этот неандерталец, попавший в XXI век, становится нормальным членом общества. История трогательная и в чем–то даже щемящая. Она действительно пробивает. Для меня всегда важно, чтобы моя работа не была бездумной — прошла и ее вскоре все забыли. Всякий раз я выхожу на зрительский суд и хочу, чтобы мое появление запомнилось!
Сергей Безруков о "Бригаде 2"
Видео с сайта Сергея Безрукова — http://sergeybezrukov.ru/2008/03/o-brigade-2/
Обсуждаем здесь